Карты аттестации рабочих мест срок действия

Как проводится аттестация рабочих мест

Карты аттестации рабочих мест срок действия

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г.

Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

Аттестация рабочих мест (АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н
  • КоАП

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет. С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

  • изменились технологические процессы;
  • установлено новое оборудование;
  • увеличились или сократились производственные площади.

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ:

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать здесь.
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты:

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Бланк приказа о проведении аттестации рабочих мест можно скачать здесь. К приказу необходимо издать приложение с графиком проведения процедуры.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Бланк приказа об итогах прохождения АРМ можете скачать здесь.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации, которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

С образцом карты АРМ Вы можете ознакомиться здесь.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса.

Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все.

Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушенияШтраф (руб.)
РуководительИПЮридическое лицо
Нарушение норм охраны трудаПредупреждение / 2-5 тыс.2-5тыс.5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение5-15 тыс.5-15 тыс.65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда15-25 тыс.15-25 тыс.100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты25-30 тыс.25-30 тыс.100-120 тыс.
Повторные нарушения35-40тыс. / дисквалификацияна 1-3 года35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток)100-150 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.

Источник: https://moyaidea.ru/attestaciya-rabochix-mest-2.html

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Карты аттестации рабочих мест срок действия

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и  остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  • Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас  +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

1234
1Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест
3Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
6Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда
10Оценка обеспеченности работников СИЗ
11Оценка защищенности работников СИЗ
12Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ
14Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО  Роспотребнадзора
16Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда
17Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18Оформление сводных (ой) ведомостей  и результатов специальной оценки условий труда
19Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
21Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. 

Источник: https://asout.ru/articles/periodichnost-provedeniya-sout

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Карты аттестации рабочих мест срок действия

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка?Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.  При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Для чего нужна и как выглядит карта аттестации рабочего места?

Карты аттестации рабочих мест срок действия

Обеспечение безопасности труда и устранение факторов, которые несут риск для жизни или здоровья работников — одно из главных обязательств каждого работодателя. Для достижения этой цели он должен периодически проводить проверки рабочих мест своих подчиненных и устранять все возможные риски.

Документ, который при этом составляется, носит название карты рабочего места. Его назначение, структуру и правила заполнения стоит рассмотреть более подробно.

Законодательство

Ранее проведение аттестации рабочего места (АРМ) было процедурой, от которой освобождались некоторые субъекты предпринимательской деятельности (в частности, представители малого бизнеса).

В соответствии с этим законом, понятие аттестации рабочего места заменяется специальной оценкой условий труда. Что касается документа, в который заносятся результаты процедуры (то есть карты АРМ), то ее форма также утверждена законодательно, при помощи Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Назначение документа

Карта АРМ составляется на каждое наименование рабочего места, то есть один ее экземпляр может оформляться сразу для нескольких аналогичных мест работы. Она представляет собой документ, который предназначен для отображения основных данных о таких условиях работы на предприятии:

  • организация и оснащенность рабочих участков;
  • аттестация рабочих мест;
  • материальное обеспечение сотрудников (материальная компенсация, средства индивидуальной защиты);
  • наличие льгот и специальных условий работы для персонала.

Ее составление необходимо для достижения таких целей:

  1. Выделение рабочих мест, которые не соответствуют установленным критериям. Если нормальные показатели и данные, полученные в результате измерений, имеют сильные отклонения от нормы, то дальнейшая работа на этом месте может оказаться под запретом. На работодателя же при этом будут наложены штрафные санкции.
  2. Разработка плана действий по улучшению условий труда. Это возможно в том случае, если выявленные на рабочем месте нарушения подлежат устранению и могут быть ликвидированы в течение определенного времени.
  3. Обоснование льгот и компенсаций, которые ежегодно предоставляются сотрудникам. Если в карте отмечено, что определенные условия рабочего места отличаются от нормальных, работнику могут быть установлены за это льготы, доплаты, компенсации. В том случае, если этого не происходит, подчиненный может обратиться за защитой своих интересов в суд или трудовую инспекцию.
  4. Ознакомление новых сотрудников с будущими условиями работы. Особенно это касается ситуаций, когда на рабочем месте присутствуют вредные или опасные факторы. С такой информацией подчиненный должен быть обязательно ознакомлен.

Карта может быть предназначена как для внешнего, так и для внутреннего использования. Документ необходимо содержать полностью заполненным и постоянно поддерживать его актуальность, поскольку он защищает интересы как работодателя, так и работника.

Какие пункты включены в карту?

Документ представлен в виде бланка с соответствующими графами, расположенными на нескольких листках. В самом начале указывается информация о работодателе, который проводит аттестацию, а именно его:

  • полное наименование;
  • адрес;
  • ФИО руководителя;
  • ИНН;
  • различные коды (ОКПО, ОКОГУ, ОКВЭД, ОКАТО).

Далее ставится номер карты и указываются данные о работнике (его профессия или должность). В документе также содержится информация по нескольким направлениям:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Комплексная оценка условий труда (УТ), которые присутствуют на конкретном рабочем месте (или в группе таких мест)

Для каждого из них существуют свои установленные критерии. В частности, оценке подлежат следующие факторы:

  • химический;
  • инфразвук;
  • биологический;
  • шум;
  • вибрация;
  • ультразвук;
  • тяжесть труда;
  • микроклимат;
  • напряженность труда;
  • световая среда;
  • ионизирующие излучения.

Оценка травмобезопасности

Данный пункт в документе должен присутствовать обязательно, потому что главной целью его составления как раз и является защита работника от различных вредных и опасных факторов.

Установление дополнительных льгот и компенсаций

В частности, предусмотрены следующие их виды:

Также в документе отмечается наличие у подчиненного права на досрочный выход на пенсию, необходимость в проведении плановых медосмотров и рекомендации по дальнейшему улучшению условий трудовой деятельности.

Правила заполнения

Подробная инструкция и рекомендации по заполнению документа содержатся в Приложении № 3 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Данные рекомендации даны для каждой строки карты.

Обязанность по ее заполнению возлагается на специально созданную аттестационную комиссию, в состав которой входят:

  1. Начальники отделов или подразделений компании. Данная категория сотрудников относится к руководящему звену, поэтому их главной обязанностью является проверка и оптимальная организация рабочих мест.
  2. Юристы. Данные специалисты необходимы для того, чтобы процедуры аттестации и оформления карты АРМ проходили максимально правильно с точки зрения законодательства.
  3. Работники кадровой службы. Они могут помочь в правильной организации рабочих мест с точки зрения их территориального размещения. Также они выполняют организаторскую функцию: составляют перечень рабочих мест, правильных наименований должностей и профессий и т. п.
  4. Специалисты по труду и заработной плате, бухгалтера. С их помощью можно наиболее точно рассчитать возможные доплаты и компенсационные надбавки для работников.
  5. Медицинские работники. Их целью является сохранение здоровья сотрудников и минимизация негативного влияния, которое оказывается на них факторами рабочей среды.
  6. Специалисты по охране труда. Данные категории работников отвечают за составление документации, связанной со своей сферой: инструкции по охране труда, графики проведения аттестации и т. п.
  7. Представители профсоюза. Они защищают интересы работника и проводят надзор за соблюдением правил и требований охраны труда.
  8. Представители аттестующей организации. Данная организация имеет форму юридического лица и привлекается к участию в процедуре на независимых условиях. Присутствие ее представителя в составе комиссии является обязательным.

После проведения аттестации все члены комиссии ставят свои подписи в заполненном бланке аттестационной карты.

Особенности заполнения карты для некоторых профессий

Порядок заполнения документа и его содержание во многом зависит от того, к какому именно виду деятельности относится конкретное рабочее место.

Поэтому при заполнении карты для таких рабочих мест комиссии не нужно будет производить множество измерений производственных факторов, ведь большинство из них будут отсутствовать. То же самое касается и льгот или компенсаций — в таких условиях они вряд ли будут назначены. Примером такого документа может быть карта АРМ для бухгалтера.

Что касается представителей производственных профессий, то их работа более подвержена опасным факторам, поэтому и проверка в этом случае должна проводиться более тщательно. В качестве примера приведена карта электрогазосварщика.

Карта аттестации рабочего места заполняется по результатам специальной проверки условий работы для представителей различных должностей и профессий на предприятии. Ее наличие необходимо для каждого такого рабочего места и для компаний всех видов и форм деятельности.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/upravlenije/obuchenije/karta-attestacii-rabochego-mesta.html

На какой срок делается аттестация рабочих мест — СИЗ, нормы, инструкции

Карты аттестации рабочих мест срок действия

В этом документе содержится список должностей, какие должны проходить периодическую аттестацию. В перечень поэтапно вводятся всевозможные изменения, но основные диспозиции остаются идентичными с 2014 года (время внесения последних поправок). Далее мы более подробно разберем структуру этого акта.

Периодическую проверку проводят сообща работодатель с проверяющей организацией, заранее привлекаемой первым для выполнения заказа, на основании контракта (возмездного) гражданско-правового характера.

В итоге комиссия рассматривает выписанный отчет в течение 10-ти календарных дней с времени его поступления, затем подписывает формулярный протокол проведенного заседания проверочной коллегии по результатам рассмотрения должностей по нормам и условиям труда (впоследствии итоговый) затем передает его в скреплении с приказом об аттестации работодателю (законному представителю).

Срок проведения аттестации рабочих мест

За первичную дату начала процесса проведения внеочередной/очередной проверки принимается время издания внутреннего приказа заказчика-работодателя об утверждении численности комиссии и последующего графика проведения подобных мероприятий.

Проверка новых организованных единиц строго должна быть заказана не позже чем через 2 месяца после внесения их в производство.

Срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда

Формальные сроки проведения такой процедуры устанавливаются заказчиком-работодателем (по элементам перечня) исходя из того, что отдельная должность должна анализироваться не меньше одного раза (проверки) в 5 лет. Этот срок отсчитывается от времени завершения проведения предыдущей проверки

Оформление результатов аттестации рабочих

Далее при проверке четкой оценке подлежат без исключения все имеющиеся на данном введенном рабочем месте условия/факторы производственной основы и трудового процесса, прямо характерные для текущего технологического процесса и имеющегося оборудования, применяемых на анализируемом рабочем месте. Фактически установленные измерения и оценки потом оформляются выписанным протоколом. Эти протоколы фиксации измерений и оценок создаются по каждому фактору, по нормам подлежащему оценке. Описываемый документ (или его образец) должен содержать типовую информацию в виде:

  • полного/сокращенное реквизитов работодателя;
  • юридический и фактический адрес расположения;
  • отдельный идентификационный номер протокола;
  • точную дату проведения анализа и оценок нормирования (их отдельных частей);
  • наименование составного подразделения работодателя (если это отделение).

Указанные карты анализа условий труда по показателям, образец каких предусмотрен приложением за N 2 к данному Порядку, и обязательно оформленные в структурном соответствии с изданными Рекомендациями по фактическому заполнению итоговой карты проверки рабочего процесса по нормированию наемного труда соотносимых приложению за N 3 к данному Порядку, с выписанными протоколами измерений или оценок.

Кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации

Аттестующая организация — строго и обязательно оформленное юридическое лицо, формально аккредитованное в прямом установленном порядке 2-ом в виде организации, оказывающей подобные услуги далее выполняющей их на основании структурного договора, к примеру, гражданско-правового характера с заказчиком-работодателем, а также анализ соответствия особенностей труда государственным нормативам по его охране, проводимую в соотношении с разделом за номером 3-м описываемого Порядка, оформление и фиксирования отчета (в профильной документации).

Какие должности в организациях подлежат аттестации по условиям труда?

Обязательной проверке в процессе подлежат все имеющиеся должности заказчика-работодателя.

Ст 212 ТК РФ аттестация рабочего места по условиям труда: основные положения

Целью данной диспозиции является обозначение обязанности прямого работодателя по обеспечению своим работникам должных и нормальных условий трудовой деятельности. Это отражается также и части вредных производств (Приказ Минздравсоцразвития). Также здесь указывается и степень ответственности при факте несоблюдения предписаний этой статьи.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (103,90

Источник: http://rossiz.ru/na-kakoy-srok-delaetsya-attestatsiya-rabochih-mest/

Юридиада
Добавить комментарий