Международное речное право

Международные источники речного права РФ

Международное речное право

Российское водное законодательство тесно взаимосвязано с источниками международного права.

На межгосударственном уровне действует международное речное право — совокупность правовых норм, определяющих статус водоемов и водотоков, находящихся на территории двух и более государств.

Сферой его действия охвачены отношения по изучению, использованию и охране больших и малых, естественных и искусственных водных объектов либо целых водных систем (бассейнов рек и т.д.).

Основным актом международного речного права является ратифицированная Россией Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в Хельсинки в 1992 г.

Конвенция охватывает многие важные вопросы, связанные с использованием и охраной вод, включая обмен информацией, совместные научные исследования, координацию водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предотвращающих любое негативное трансграничное воздействие (загрязнение вод, вред природной среде и т.п.).

Согласно Конвенции, стороны принимают меры:

  • · для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • · для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
  • · для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
  • · для обеспечения сохранности и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

Меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения вод принимаются, насколько это возможно, в источнике загрязнения. Эти меры ни прямо, ни косвенно не должны вести к переносу загрязнения на другие компоненты окружающей среды.

При осуществлении таких мер стороны руководствуются следующими принципами:

  • · принципом принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием — с другой;
  • · принципом «загрязнитель платит», в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
  • · управление водными ресурсами осуществляется таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Важным источником речного права является Гражданский кодекс РФ. В главе 40 Гражданского Кодекса сконцентрированы нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Таким образом, понятно, что гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, т.е. Гражданский кодекс по своей сути является актом, имеющим в определенной части общее значение для кодификационно-комплексных транспортных актов.

Итак, Гражданский кодекс — отраслевой гражданско-правовой кодифицированный акт.

Водное законодательство включает в себя и новый Водный Кодекс РФ. Кодекс содержит нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов.

Ниже, я более подробно хочу остановиться на таких источниках водного права как указы Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства, но здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что вышеуказанные и другие источники речного права не должны противоречить Водному Кодексу РФ.

Page 3

Новый Кодекс внутреннего водного транспорта РФ вступил в силу в 2001 г. Этот кодекс привел в соответствие с требованиями рыночных отношений правовую базу деятельности речного транспорта страны.

Принятие Кодекс внутреннего водного транспорта означает новый этап развития водного права, в ходе которого должны решаться задачи дебюрократизации, обеспечения «прозрачности» и взаимной ответственности участников водных отношений.

В целом для этого этапа развития характерно существенное сокращение административных способов регулирования. Законодатель предоставил участникам отношений большую самостоятельность, что выражается в развитии договорных отношений.

К числу источников речного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений:

  • · Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «Об обязательном личном страховании пассажиров»;
  • · Указ Президента РФ от 18 июля 2005 г. «О порядке и условиях командирования федеральных государственных служащих»

Источниками речного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:

  • 1. постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • 2. инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств.

Конечно, это большой массив документов, поэтому я назову только некоторые из них, на мой взгляд, самые основные:

  • 1. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 71 «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации»

Источник: https://vuzlit.ru/798404/mezhdunarodnye_istochniki_rechnogo_prava

Международные реки

Международное речное право

48. Международные реки

49. Правовой режим Антарктики. Система договора об Антарктике

50. Режим Арктики. Секторный принцип распределения арктических пространств

51. Концепция общего наследия человечества

52. Население и гражданство в международном праве

48. Международные реки

Международныереки — реки, протекающие по территории несколькихгосударств или разделяющие территорию нескольких государств.

Различают собственно международные реки:

  1. судоходные реки, имеют выход к морю и используются для целей интенсивноготоргового судоходства;
  2. трансграничные (многонациональны) реки — то, что бегут по территориинескольких государств и не имеющих выхода к морю, они или несудоходны, или судоходствопо ним носит местный характер;
  3. пограничные — реки, разделяющие территории государств.

Первым документом, который содержалпринцип свободы судоходства по международным рекам Европы, стал Заключительный акт венского конгресса 1815 г.Одновременно была признана юрисдикции прибрежных государств над соответствующимиучастками рек.

В 1885 было установлено свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер.

После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходствапо таким европейских реках, как Одер, Неман, Висла и др. В 1921 г.

была принятаКонвенция о режиме Дуная, в разработке и подписание которой, кроме придунайскихгосударств принимали участие Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция.

Режим трансграничных и пограничных рек определяется взаимодействия емкойсогласия прибрежных государств.

49. Правовой режим Антарктики. Системадоговора об Антарктике

Антарктика — это область земного шара, охватывает по матери к Антарктида площадью около14 млн. кв. м, что составляет 1/10 площади суши земного шара и прилегающие к немуучастки Атлантического, Индийского, Тихогоокеанов, включая расположенные там острова.

С целью определения международно-правового режима Антарктики 1 декабря 1959года в г. Вашингтон был заключен Договор о Антартике, который вступил в силу 23июня 1961 (участвуют более 30 государств).

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной, т.е. Антарктикаупотребляется только в мирных целях.

На ее территории запрещено создавать военныебазы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований.

Поскольку на Антарктике не распространяется территориальная юрисдикция государств,то лица, там находятся, под персональной юрисдикцией своего государства.

Для содействия реализации целей и принципов Договора создан:

— Консультативный совет, предоставляет свои рекомендации национальным правительствами готовит проекты конвенций по ресурсам Антарктики.

Договор об Антарктике 1959 является основой ряда смежных соглашений. К этимсоглашениям относятся: Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике(1991 г.), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция о сохранении тюленейАнтарктики (1972 г.).

50. Режим Арктики. Секторный принципраспределения арктических пространств

Арктика — расположена вокруг Северного полюса, включающая Северный Ледовитыйокеан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входяттакже части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга.

Приарктическимы странами являются Россия, Канада, США, Дания (благодаря Гренландии),Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция.

Правовой режим Арктики устанавливается международным правом, а также законамиприарктических государств. Пространства Арктики исторически разделены между Россией,Канадой, США, Данией и Норвегией на пять секторов.

Особенности режима морских пространств Арктики проявляются во-первых, в том,что, поскольку природа Арктики особенно чувствительна к негативным воздействиям,приарктические государства приняли национальные законы об охране природной средырегиона.

Вторая особенность касается прибрежного судоходства Норвегии и Канады,которые своими законами установили особый режим для такого судоходства. В Россииоб этом говорится в Законе о морских водах (ст. 14).

Северный морской путь рассматриваетсякак исторически национальная, целостная коммуникация Российской Федерации, проходиттакже через участки открытого моря.

Пользования ею осуществляется в согласованиис законами и договоров России, а также Правил плавания по трассам Северного морскогопути, утвержденных правительством РФ. В соответствии с Правилами плавания по трассамСеверного морского пути 1991 p.

,этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия ипод контролем российских органов власти. Центральное место среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охранойокружающей среды в Арктике. Так, создан Совет Баренцева Евроарктичного региона (1993г.) и Арктическая Рада (1994 p.).

51. Концепция общего наследия человечества

Общее наследие человечества — находящиеся за пределами государственной юрисдикциипространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, котороеопределяет их правовой режим, включая правила пользования.

В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалоськак ничья (res nullius). Оно было свободно для присвоения государствами. Попыткираздела делались — делить Пытались даже океаны. Но постепенно было осознано, чтомеждународные пространства Должны находится в общем пользовании, и появилась концепцияобщего достояния (res communis).

В положительное международное право концепция общего наследия была введенаДоговором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космическогопространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.).

Согласно этому Договоруиспользования космического пространства «осуществляется на благо и в интересахвсех стран, независимо от степени их экономического или научного развития и являютсянаследием человечества» (ст. 1.

Космическое пространство, включая небесныетела, не подлежит национальному присвоения (ст. 2).

Концепция нашла воплощение и в морском праве. Океан и его живые ресурсы эксплуатировалисьПреимущественно промышленно развитыми странами. В результате эксплуатации хищническойокеана был нанесен большой ущерб.

Появилась проблема установления режим дна океана(Районная), что сохраняет жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенцию ООНпо морскому праву 1982 определил: «Район и его ресурсы являются общим наследиемчеловечества» (ст. 136).

Ни одно государство быть не может претендовать поним на суверенные права (ст. 137).

52. Население и гражданство в международномправе

Под населением чаще всего понимают совокупность всех физическихлиц, находящихся на территории государства и подчиняются его юрисдикции.

Население любого государства состоит из следующихкатегорий: граждан, иностранцев (граждан других государств)и лицбез гражданства (апатридов). Естьнекоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основныхкатегорий (например, лица имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соотв. государств).

Однако в абсолютномбольшинстве государств не предусмотрено особого правового статуса лиц, обладающихдвойным гражданством.

По национальному законодательству, их рассматривают или какграждан указанной государства (в случае, когда владеют ее гражданством), или какиностранцев.

Так законодательство Латвии отдельно выделяет еще одну особую категориюнаселения — так называемых неграждан. К ним относят лиц, которыепостоянно проживают на территории этого государства, однако не выполнили особыхпроцедур для получения гражданства.

Кроме того,особый правовой статус предусмотрено для беженцев и лиц, ищущих убежище.

Стоит такжезаметить, что все лица, которые хотя и находятся на территории определенного государства,но пользуются дипломатическими иммунитетами и не входят в состав населения.

Такимобразом, ключевым признаком, необходимым для отнесения того или иного лица к населениюгосударства, является распространение на это лицо юрисдикции государства.

В современнойдоктрине международного права гражданствоопределяют как устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством,который проявляется в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей.

В некоторых государствах с монархической формой правления вместо термина «гражданство»используют «подданство».

Теперь в большинстве монархий (в частности, Испании,Нидерландах) его не применяют, а в других (Великобритании) фактически отождествляютс гражданством.

Гражданствоуказывает на определенные юридические и фактические связи между лицом и государством.Классическим проявлением такой связи является постоянное проживание лица на территориигосударства.

Кроме того, стоит заметить постоянный характер такой связи в пространствеи времени, ведь он продолжается даже в случае продолжительного пребывания гражданиназа пределами территории государства.

Гражданин, который находится за пределами территориигосударства, продолжает владеть всеми правами, которыми он наделен в ней, такжеобязан выполнять все возложенные на него обязанности. Со своей стороны государствообязано предоставить гражданину весь необходимый ему (в том числе дипломатический)защиту.

Правовой статус человека и гражданина включает:гражданство, правоспособность и дееспособность, права и свободы, их гарантии, обязанности.

В каждом государстве правовое положение человекаи гражданина разное. Оно зависит от многихфакторов, в том числе от политического режима, уровня социально-экономического развития,национальных, культурных, религиозных традиций.

Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, что определяется наличием их взаимных прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности гражданина по отношениюк государству и государства по отношению к гражданину определяются национальнымзаконодательством на основе международных стандартов.

Способы приобретениягражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватываетспособы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке.

Способы приобретения гражданства в общем порядке являютсяболее или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относитсяприобретение гражданства:

а) в результате рождения;

б) в результате натурализации(приема в гражданство).

К этим способам примыкает редко встречающееся в практикегосударств пожалование гражданства.

Источник: http://studies.in.ua/mezhdunarodnoe_pravo-shpora/2305-mezhdunarodnye-reki.html

Международное водное право как учебная дисциплина | Вылегжанин | Московский журнал международного права

Международное речное право

1. Казанский П.Е. Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права. Том I. Казань. 1894 г. С. 1-2, 112-113, 117-118.

2. Oxford Encyclopedia of World History / Compiled by Market House Books Ltd. — Oxford: Oxford University Press, 1998. — P. 211-213.

3. Teclaff L. The river Basin in History and Law / L. Teclaff. — 1967. — P. 15-18.

4. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008. 200 с.

5. International Water Law / International and National Law and Policy Series. Editor P. Wouters. Klumer Law International. London-The Hague-Boston. 1997. P. 371.

6. Коровин Е.А. История международного права. Вып. I (от древности до конца XVIII века). Пособие к лекциям / Е.А. Коровин. — М.: Военно-юридическая академия Красной Армии, 1946. — С. 22.

7. Баскин Б.Я., Фельдман Д.И. История международного права / Б.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. — М.: Международные отношения, 1990. — С. 98.

8. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право до XX века / Ф.И. Кожевников. — М.: Юриздат Минюста СССР, 1947. — С. 150-153.

9. Баскин Ю.Я. Международно-правовые вопросы использования рек (судоходство, производство электроэнергии, ирригация) / Ю.Я. Баскин // Советский ежегодник международного права 1961. — 1962. — С. 252.

10. Использованы фактические данные из книги В. Каширина «Время гидрополитики, или Тайная власть воды» http://gpf-europe.ru/upload/iblock/a7c/the_time_of_hydropolitics.pdf

11. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008. — С. 5-21.

12. Мартенс Ф. Сборник трактатови конвенций. В 4 т. Т. 3 — СПб., 1876. — С. 504-507.

13. Final Act of the Congress of Vienna June 9, 1815 // Martrens Nouveau Recueil. — Ser. 3. — P. 414.

14. Баскин Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права — М.: Международные отношения, 1990. — С. 254.

15. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008.

16. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право до ХХ века. — М.: Юриздат Минюста СССР, 1947. — С. 150-151.

17. Каширина «Время гидрополитики, или Тайная власть воды» http://gpf-europe.ru/upload/iblock/a7c/the_time_of_hydropolitics.pdf

18. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. — М: «МГИМО-Университет», 2008 г.

19. Convention on the Law of the Non-Navigational Uses of International Wartercourses. / Vol. II. United Nations. New-York. 2007. P. 266-283.

20. Московский журнал международного права. № 4. 2002 г. С. 257-278.

21. Саваськов П.В. Право несудоходных видов использования международных водотоков./ Московский журнал международного права. № 4. 2002 г. С. 279-284.

22. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 т. Т. 2/ — 5-е изд. — СПб., 1905. — С. 3, 6-7, 9.

23. Helsinki Rules on the Use of Waters of International Rivers. — Report of the Fifty-Second Conference of the International Law Association Held at Helsinki, August 14-20, 1966. — 1967.

24. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. — М: «МГИМО-Университет», 2008 г.

25. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the fi eld of water policy (OJ L 327, 22.12.2000, p. 1)

26. Official Records of the General Assembly, Sixty-third Session, 2004, Supplement No.10 (A/63/10).

1. Казанский П.Е. Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права. Том I. Казань. 1894 г. С. 1-2, 112-113, 117-118.

2. Oxford Encyclopedia of World History / Compiled by Market House Books Ltd. — Oxford: Oxford University Press, 1998. — P. 211-213.

3. Teclaff L. The river Basin in History and Law / L. Teclaff. — 1967. — P. 15-18.

4. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008. 200 с.

5. International Water Law / International and National Law and Policy Series. Editor P. Wouters. Klumer Law International. London-The Hague-Boston. 1997. P. 371.

6. Коровин Е.А. История международного права. Вып. I (от древности до конца XVIII века). Пособие к лекциям / Е.А. Коровин. — М.: Военно-юридическая академия Красной Армии, 1946. — С. 22.

7. Баскин Б.Я., Фельдман Д.И. История международного права / Б.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. — М.: Международные отношения, 1990. — С. 98.

8. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право до XX века / Ф.И. Кожевников. — М.: Юриздат Минюста СССР, 1947. — С. 150-153.

9. Баскин Ю.Я. Международно-правовые вопросы использования рек (судоходство, производство электроэнергии, ирригация) / Ю.Я. Баскин // Советский ежегодник международного права 1961. — 1962. — С. 252.

10. Использованы фактические данные из книги В. Каширина «Время гидрополитики, или Тайная власть воды» http://gpf-europe.ru/upload/iblock/a7c/the_time_of_hydropolitics.pdf

11. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008. — С. 5-21.

12. Мартенс Ф. Сборник трактатови конвенций. В 4 т. Т. 3 — СПб., 1876. — С. 504-507.

13. Final Act of the Congress of Vienna June 9, 1815 // Martrens Nouveau Recueil. — Ser. 3. — P. 414.

14. Баскин Ю.Я., Фельдман Д. И. История международного права — М.: Международные отношения, 1990. — С. 254.

15. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: «МГИМО-Университет», 2008.

16. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право до ХХ века. — М.: Юриздат Минюста СССР, 1947. — С. 150-151.

17. Каширина «Время гидрополитики, или Тайная власть воды» http://gpf-europe.ru/upload/iblock/a7c/the_time_of_hydropolitics.pdf

18. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. — М: «МГИМО-Университет», 2008 г.

19. Convention on the Law of the Non-Navigational Uses of International Wartercourses. / Vol. II. United Nations. New-York. 2007. P. 266-283.

20. Московский журнал международного права. № 4. 2002 г. С. 257-278.

21. Саваськов П.В. Право несудоходных видов использования международных водотоков./ Московский журнал международного права. № 4. 2002 г. С. 279-284.

22. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 т. Т. 2/ — 5-е изд. — СПб., 1905. — С. 3, 6-7, 9.

23. Helsinki Rules on the Use of Waters of International Rivers. — Report of the Fifty-Second Conference of the International Law Association Held at Helsinki, August 14-20, 1966. — 1967.

24. Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы. Под ред. А.Н. Вылегжанина. — М: «МГИМО-Университет», 2008 г.

25. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the fi eld of water policy (OJ L 327, 22.12.2000, p. 1)

26. Official Records of the General Assembly, Sixty-third Session, 2004, Supplement No.10 (A/63/10).

Page 4

Источник: https://www.mjil.ru/jour/article/view/67

Международное речное право

Международное речное право

— Статьи — Международное речное право

Повышение уровня грунтовых вод опасно и с точки зрения потери устойчивости фундаментов зданий.

Морская вода проникает в промышленные и жилые кварталы калмыцкого города Лагани: его защитные дамбы оказались недостаточными.

В своем развитии защитное гидростроительство на Каспии прошло два этапа. В ходе первого (1982—1992 гг.) под проводимые заинтересованными субъектами работы не было подведено должного научно-технического и финансового основания.

Второй этап (1992 г.) характерен вмешательством Федерального центра и принятием федеральной целевой программы «Каспий». Целесообразно обратить внимание на распоряжения Правительства РФ от 1 октября 1992 г. № 1814-р «Об образовании Правительственной комиссии по проблемам Каспийского моря»; от 31 октября 1992 г.

Международные реки — важнейший, но не единственный институт международного речного права. Он берет свое начато со средних веков, но получил интенсивное развитие в XIX—XX вв.

Исторически международные реки делятся на открытые — только для стран бассейна — и на свободные, поскольку они доступны также для судов третьих государств. Для специалистов по экологическому праву поучителен пример Рейнского бассейна — важнейшего источника для водоснабжения, гидроэнергетики, главной транспортной артерии Западной Европы.
Рейн — самая загруженная судоходная река в мире, в ее бассейне находятся Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды и Люксембург.

«Рейн-отец» имел некогда многорукавное и многоостровное русло, нелегкие навигационные условия (пороги), отличался частыми и опустошительными наводнениями.

Международное морское и речное право

Например, в 1990-х годах встала проблема технической возможности прохода российских судов через канал Майн-Дунай.

Изначально международное речное право развивается «по отсекам», соответствующим водным системам рек и озер.

Крупнейшие международные бассейны — Рейнский, Дунайский, Амурский, водные бассейны Инда, Меконга, Нила, Конго, Нигера, Сенегала, озера Чад, Великих озер, Амазонки, Ла-Платы — открыты для свободного судоходства.

На Европейском континенте в рамках строительства «общего дома» была создана единая глубоководная система с выходом на пять морей: Балтийское, Белое, Черное, Северное и Средиземное.

Единая глубоководная система наряду с естественными водными объектами включает в себя и искусственные (обводные, соединительные, боковые (удваивающие) каналы.

Внимание

На несудоходной пограничной реке граница идет по ее середине, на судоходных же реках граница проводится по середине наиболее глубокого фарватера, именуемого обычно тальвегом. Это правило справедливо и для многорукавных судоходных рек.

Важно

Соответственно, остров или мост на самой глубокой протоке делится пополам. При естественном приросте берегов или устремлении воды по новому руслу граница все равно идет по середине существующего на данный момент русла реки.

Государства не имеют право с помощью искусственных мер изменять естественное направление «тальвега» и этим передвигать демаркационную линию.

Однако на практике такие конфликтные действия все же предпринимаются: в частности, на русско-китайской границе велась своего рода «фарватерная война» по международной реке Амур.

Международное речное право

Международное речное право (далее — МРП) — совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями по использованию и охране водотоков и водоемов (рек и озер, каналов и водохранилищ), находящихся на территории двух и более государств. Первоначально правовому регулированию подлежало судоходное использование рек, но затем — и несудоходные виды использования (в целях энергетики, ирригации, рыболовства и т.д.).

Первым международным договором по использованию рек считается Феррарский пакт 1177 г.
между итальянскими городами-государствами. Первым в отечественной истории актом такого рода является Соглашение о свободе плавания по Западной Двине 1229 г. между Смоленским княжеством и Ригой и другими прибалтийскими городами.

Международное речное право понятие

SUA-88);

  • Международная Конвенция по Спасению Имущества (SALVAGE-89);
  • Международная Конвенция о Гражданской ответственности за Ущерб от Загрязнения Нефтью (CLC-69);
  • Международная Конвенция по (КОС-69) обмеру судов (TONNAGE-69);
  • Конвенции Международной Организации Труда (МОТ КОНВЕНЦИИ);
  • Международный Кодекс по Управлению Безопасностью (МКУБ);
  • Международный Кодекс Морской Перевозки Опасных Грузов (МКМПОГ);
  • Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих опасные Химические грузы наливом (МКХ);
  • Международный Кодекс по Конструкции и Оборудованию Судов, перевозящих сжиженные Газы грузы наливом (МКГ);
  • Международный Кодекс Безопасности Высокоскоростных судов (HSCCode);
  • Наставление по поиску и спасению для торговых судов, 1995 г.

Международное речное право гуреев

Он следует из принципов мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой. В соответствии с ним морские пространства должны использоваться исключительно в мирных целях.

Принцип защиты морской среды[править | править код]

По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей[править | править код]

Принцип гласит — военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом.

Гуреев с.а тарасова и.н международное речное право

Следует также иметь в виду, что часть Сайменского каната, находящаяся в России, была построена в свое время финляндской стороной, когда эта территория принадлежала Финляндии.

Международные реки, озера и каналы нередко являются предметом экономических, экологических и военно-политических споров. В цивилизованной Европе долго не могли рассудить Венгрию и Словакию в связи с реализацией проекта 1977 г., некогда согласованного сторонами, по строительству плотин и каналов на участке Габчиково — Надьмарош.

В настоящее время некоторые ученые и дипломаты ставят вопрос о признании Волги и Урала международными реками. На признании Волги международной рекой настаивает Казахстан, через территорию которого проходит рукав выходящей из Волги реки Ахтубы.

Вниманию читателей предлагается первое в российской литературе учебное пособие по международному речному праву — отрасли международного права. Анализируются источники и специальные принципы этой отрасли.

Исследуются отношения государств по использованию международных рек, озер в различных целях — судоходства, строительства гидротехнических сооружений, ирригации, рыболовства, а также их охраны от загрязнения и иного трансграничного воздействия.

Рассматривается деятельность международных организаций в области кодификации международного речного права, международных речных комиссий по использованию международных рек и озер.

Для научных и практических работников в области международного права в целом и международного речного права в частности, капитанов судов, совершающих плавание по международным рекам, и других работников речного флота.

ОГЛАВЛЕНИЕВведение Глава I.

К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассмат­риваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения (ст.

11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д.

Источник: http://yuridiada.ru/mezhdunarodnoe-rechnoe-pravo

Юридиада
Добавить комментарий