Примеры запрещающих и обязывающих норм права

ЕГЭ. Обществознание. Право. Тема 5.1. Норма права. Источники права

Примеры запрещающих и обязывающих норм права

Право выражается в правовой норме, которая представляет собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

 Виды правовых норм

Все правовые нормы в зависимости от назначения делятся на регулятивные и охранительные.

  • Регулятивные- содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды регулятивных правовых норм

По характеру предписываемых правил

  • Обязывающие — предписывают лицам совершать определенные положительные действия ( обязанность палить налоги, охранять природу и т.д)
  • Запрещающие – нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия ( это те же запрещающие знаки дорожного движения)
  • Управомачивающие – содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека ( например. право на труд, на участие в выборах и др.)

Поформе предписания

  • императивные (от правил которых отступать нельзя) .Это обязывающие и запрещающие нормы.
  • диспозитивные (которые могут быть изменены по усмотрению сторон).Это управомочивающие нормы.

Нормы бывают

  • Факультативные – позволяют при определённых условиях отступать от основного варианта, избирая запасной.
  • Рекомендательные— они рекомендуют из ряда вариантов поведения выбрать предпочтительный.
  • Абсолютно-определённые – нормы, формулирующие  правило, условия его действия и сан­кцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вари­антов или дальнейшей конкретизации
  • относительно определенныенормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом кон­кретных обстоятельств

 Взависимости от отрасли права

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

По юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Закон обладает высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты — это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: указы президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия (например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия (в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

Структура нормы права

  • диспозиции, т. е. само правило поведения
  • гипотезы — указания на условия применения норм
  • санкции — установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

Пример:

Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза), то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

Источники права

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой  зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет( например, брачный договор).

Таким образом, основой права являются нормы права. Они все различны по назначению, юридической силе, относятся к самым различным отраслям права.

Соблюдение норм права — обязанность каждого человека, это показатель его правовой культуры.

Чем выше правовая культура общества, тем более цивилизованным и развитым является государство, тем свободнее и защищённее чувствуют себя в  нём люди.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/norma-prava/

Примеры запрещающих и обязывающих норм права

Примеры запрещающих и обязывающих норм права

Примерами обязывающих норм являются статьи 43, 57, 116 Конституции Российской Федерации. В статье 43 Конституции Российской Федерации сказано, что основное общее образование в России для всех обязательно. При этом это должны обеспечить родители или лица, которые заменяют родителей.

В статье 57 Конституции Российской Федерации сказано, что все должны платить налоги и сборы, которые установлены законом.

В статье 116 Конституции Российской Федерации сказано, что когда избирается новый Глава государства — Президент Российской Федерации, то слагает свои полномочия Правительство Российской Федерации.

При этом, в подтексте анализируемых норм у других рождаются права: у детей — право на основное общее образование; у государства — право на получение налогов и сборов; у Президента Российской Федерации — право то, чтобы Правительство Российской Федерации сложило свои полномочия.

Межтерриториальные нормы права применяются для административно-правового регулирования отношений, которые охватывают несколько административно-территориальных образований или субъектов Российской Федерации или же если появились определенные обстоятельства, которые вынуждают выходить за пределы административно-территориального и федеративного устройства Российской Федерации.

Нормы права местного самоуправления — это нормы права, которые содержатся в правовых актах муниципальных органов, имеют административно-правовую направленность в случаях, когда они принимаются по вопросам, которые были делегированы муниципальным органам органами исполнительной власти, а также по вопросам, которые требуют совместного регулирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст.

Примеры запрещающих обязывающих и управомочивающих норм права

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ;

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Так, согласно Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч.4 ст.3); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч.3 ст.6).

Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц.

Примеры запрещающих дозволяющих и обязывающих норм административного права

Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и обще­ство столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.

Соотношение нормы права и статьи закона

Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулировании. Примером таких норм служат предписания ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда, и др.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимаютвысшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулированияобщественных отношений.

При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ст. 81)

Примеры обязывающих норм

Основное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ст. 43)

Каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44)

Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57)

Примеры управомочивающих норм Каждый имеет право на тайну переписки и т.п. (ст. 22)

Каждый имеет право свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27)

Граждане имеют право избирать и быть избранными (ст. 32)

Никто не обязан свидетельствовать против себя (ст.

Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы права примеры

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права.

Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.

Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц.

Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…».

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например, п. 1 ст.

98 Конституции Российской Федерации определяется, что «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий…».

Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права).

Близкими к отраслевым являются корпоративные нормы права.

Внимание

Прообразом норм такого вида было понятие «табу», действовавшее в первобытном обществе. По своей природе запретительные нормы носят профилактический характер и направлены на предупреждение возможных правонарушений под страхом применения юридического наказания. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, не всем, а только гражданам, склонным к совершению правонарушений.

С их помощью осуществляется обеспечение безопасности и охрана общественного порядка. Эти нормы носят конкретный характер.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы.

Кроме того, такие нормы прав могут регулировать отношения, которые нуждаются в административно-правовой защите, к примеру, благоустройство территорий, охрана памятников истории и культуры, охрана природы и т.д.

Нормы права, которые действуют на определенных территориях, принимаются как федеральными нормами права, так и нормами права субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также должностными лицами, которые имеют право их принимать.

Особенность этих норм права в том, что они не связаны с федеративным и административно-территориальным устройством Российской Федерации.

Важно, чтобы действие этих норм распространялось на определенную территорию или группу территорий и было связано со спецификой таких территорий.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в редакции от 28 июля 2012 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2012 г. № 31 ст. 4320.

, которая закрепляет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения или преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.) «О пожарной безопасности» Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2012 г.

) «О пожарной безопасности» // Российская газета, 1995, 5 января; 2013, 11 января., в которой сказано одной из важнейших функций государства является обеспечение пожарной безопасности.

Нормы-рекомендации — это те нормы права, которые не обеспечены санкциями и являются своеобразными предложениями действовать более целесообразно с точки зрения государства образом.

Источник: http://yuridiada.ru/primery-zapreshhayushhih-i-obyazyvayushhih-norm-prava

Обязывающие нормы права примеры из конституции рф

Примеры запрещающих и обязывающих норм права

В управомочивающихнормах применяется «обратная логика»: если законодатель сформулировал в норме чье-то право,то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность.Эта обязанность сформулирована как бы «за кадром» нормы.

Так, если граждан получает правоизбирать и быть избранным, государство тем самым одновременно приобретает обязанностьобеспечить это право.

Если у обвиняемого есть правоне доказывать свою невиновность, то государство, суд, наоборот, несут обязанностьне требовать доказательств невиновности, а доказать вину.

Еще одна классификация норм права построена на зависимости от того, кто «сотворил» ту или иную норму. В качестве критерия используются субъекты правотворчества.

Норма может исходить от народа,и в этом случае народ —творец, создатель нормы; в норме заложена его прямая воля. Как правило, такие нормы принимаются на референдумах, всенародных аниях и называются референдумными.

В России к подобным нормам можно отнести все конституционныенормы — нормы Конституции, поскольку она была принята посредством всенародного ания.

Конституционное право

4. По действию в пространстве . Действие норм конституционного права в пространстве связано с их распространением на государственную территорию.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы: действующие на территории всей России (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и др.

); на территории субъектов Российской Федерации (Конституция республики, Устав края, области, законы субъекта РФ и др.); а также в пределах территорий муниципальных образований (устав муниципального образования и др.).

3. Учредительный характер предписаний — они определяют основы построения государственной власти, местного самоуправления и всей правовой системы.

Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают порядок, общеобязательный для создания всех правовых норм других отраслей: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и систему органов государственной власти и местного самоуправления, основные институты гражданского общества.

Конституционно-правовые нормы и институты

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г.

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу» [16].

Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Еще почитать:  Отслужил 10 Лет Что Положено

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям» [15].

Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Назовите виды конституционно-правовых норм по различным классификациям

· обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

Каковы примеры обязывающих, запрещающих и уполномочивающих административно-правовых норм

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.
В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

Запрещающие нормы — полиции запрещено применение специальных средств в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, малолетних, несовершеннолетних и т.п.; запрет самовольных, т.е. без надлежащего разрешения, действий, осуществляемых на лесных участках (ст. 7.9 КоАП).

Примеры норм права

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной , не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое «правильное» решение и мы его скорее всего опубликуем .

Еще почитать:  Норма Квадратных Метров Субстдтя

2) Если адвокату в связи с исполнением им своих профессиональных обязанностей стали известны данные предварительного следствия (гипотеза), то адвокат обязан не разглашать их без согласия следователя или прокурора (диспозиция), а в противном случае адвокаты, виновные в разглашении сведений предварительного следствия, несут ответственность согласно действующему законодательству (санкция).

Виды конституционно-правовых норм

Эти нормы имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ;

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Так, согласно Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч.4 ст.3); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч.3 ст.6).

№3. Понятие и виды норм права

Примеры запрещающих и обязывающих норм права

Понятие и виды норм права. Подобрать из нпа примеры квалификации норм права.

Под нормой права понимается общеобязательное формаль-

но– определённое правило поведения, установленное и обес-

печенное обществом и государством, закреплённое и опуб- ликованное в официальных актах, направленное на регули-

рование общественных отношений путём определения прав

и обязанностей их участников.

Правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы опреде-

лить общие и отличительные черты, обозначить место и функциональную роль норм, необходимо их квалифициро- вать. Основания квалификации самые различные.

  1. По субъектам правотворчества различают нормы, исхо-

дящие от государства и непосредственно от гражданского об-

щества. В первом случае это нормы органов представитель-

ной государственной власти, исполнительной и судебной. Во

втором случае нормы принимаются непосредственно населе-

нием конкретного территориального образования или насе-

лением всей страны.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе

нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-прин-

ципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охрани-

тельные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-

гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитив-

ные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры),

оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала право-

вого регламентирования общественных отношений, право-

вого положения человека, пределов действия государства,

закрепляют устои социально-экономического и обществен-

но-политического строя, права, свободы и обязанности гаж-

дан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позво-

ляющими установить необходимое соответствие целей и

средств конкретных правовых предписаний объективным за-

кономерностям общественного развития. Это конституцион-

ные нормы и нормы, закреплённые в основах законодательс-

тва, кодексах. Пример: п.2. ст. 4 Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регу-

лирование фактических отношений, возникающих между

различными субъектами, путём предоставления им прав и

возложения на них обязанностей. В зависимости от характера

субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:

управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); ст.94 ГК РФ: «Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников».

обязывающие (содержащие обязанность совершения определённых положительных действий); ст. 36ГК РФ: « Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы».

запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения); п. 2. ст.64 СК РФ: «Родители не в праве представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия».

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного

рующие осуществление субъективных прав и обязанностей

в процессе правового регулирования. Социальная ценность

их зависит от того, насколько эффективно они способствуют

созданию механизмов и конструкций беспрепятственной

реализации права. Эти нормы могут располагаться в различ-

ных нормативных актах , связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения

программного характера, определяют задачи правового регу-

лирования отдельных видов общественных отношений, со-

держат нормативные объявления; п. 2. ст.1 Конституции РФ «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятие преступления

в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и

т.п.); ст.48 ГК РФ «Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

 Коллизионные нормы призваны устранять возникающие про-

тиворечия между правовыми предписаниями; п.4.ст.15 Конституции РФ «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления норма-

тивного акта в силу, прекращение его действия и т. п.; ст.1 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ». «Ввести в действие часть Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 года…».

3.По предмету правового регулирования различают нормы

конституционного, гражданского, уголовного, администра-

тивного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нор-

мы могут подразделяться на материальные и процессуальные.

Первые являются правилами поведения субъектов, вторые со-

держат предписания, устанавливающие процедуру примене-

ния этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяют импера-

тивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-кате-

горичный характер, не допускающий отклонений в регули-

руемом поведении; п.2. ст.51 ГК РФ. «Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, поз-

воляющий сторонам отношений самим договориться по воп-

росам объёма, процесса реализации субъективных прав и

обязанностей или использовать в определённых случаях ре-

зервное правило; ст.210 ГК РФ «Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором».

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударствен-

ным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения; ст.104 ГК РФ «Акционерное общество вправе преобразовываться в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив».

5. По сфере действия выделяются нормы общего действия,

нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловлен-

ныетерриториальными, временными, субъектными фактора-

ми.

Локальные нормы действуют в рамках отдельных государст-

венных, общественных, или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (пос-

тоянные и временные), по кругу лиц (распространяются на всех или на чётко обозначенную группу субъектов).

Также существуют поощрительные нормы. ст.

64 УК РФ «При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела…».

_________________________________
SocWay

Источник: https://socway.livejournal.com/31974.html

Юридиада
Добавить комментарий